← Обратно к списку новостей

Бизнес-день «Россия – Индия: как выйти на рынок Индии и стать лидером»

21 марта

18 марта в Центре Международной торговли прошел Бизнес-день «Россия – Индия: как выйти на рынок Индии и стать лидером», организованный Советом по развитию внешней торговли при поддержке Посольства Индии в Москве. Это событие объединило представителей бизнеса, государственных учреждений и некоммерческих организаций, заинтересованных в обмене практическим опытом и налаживании деловых отношений.

Первый спикер, торговый советник посольства Индии в России Амит Теланг, начал свое выступление с исторической справки, отметив, что русские и индийские предприниматели привыкли работать вместе. Но довольно часто возникает сложность в сотрудничестве, связанная с недостаточным пониманием финансовой системы каждой из сторон. Позднее этот вопрос не раз поднимался участниками встречи.

Безусловно, один из первых вопросов, которым задается предприниматель, планирующий наладить экспорт в зарубежную страну, – что нужно поставлять? Александр Бондаренко, руководитель направления международных проектов НП «Глонасс» и по совместительству председатель комитета по сотрудничеству с Индией Совета по внешней торговли, подчеркнул, что потенциал экономического развития Индии огромен. Это объясняется высочайшим уровнем демократии, большими человеческими ресурсами и другими факторами. Рынок Индии считается одним из крупнейших в мире. Александр выделил несколько перспективных направлений роста:

  • Cектор образования. Индия находится в числе лидеров по показателю необразованности населения. При этом наблюдается увеличение дохода домохозяйств, средний класс – молодые родители – готовы вкладывать средства в интеллектуальное воспитание своих детей. Но на данном этапе этот сектор не сбалансирован: основная часть денег тратится на школьное образование, и число университетов с мировым именем в Индии крайне низкое.

По оценке Александра, эта отрасль будет расти в ближайшие 15-20 лет, и глобальные игроки в сфере образования будут постепенно входить на индийский рынок.

  • Сектор транспортных перевозок. Индия – одна из первых стран мира по уровню внутреннего туризма. Инфраструктура в стране пока не сильно развита, но государство заинтересовано во внедрении новых технологий в транспортную отрасль. РЖД уже достигли определенных договоренностей с индийской стороной о сотрудничестве в этом секторе.
  • Ритейл. Здесь также прослеживается увеличение спроса на новые технологии, происходит развитие мобильной связи и Интернета, электронной коммерции, нового формата платежей (например, с помощью QR-кода). Рост числа городов будет способствовать распространению розничных сетей.
  • Медицина. Здесь стоит выделить слабо развитую инфраструктуру, нехватку квалифицированных специалистов и сервиса для низшего социального класса. Медицинская индустрия также нуждается в новых IT-решениях.

Александр подчеркнул тот факт,  что английский – второй национальный язык в Индии, и это решает множество проблем, связанных с проникновением индийской экономики в экономики других стран.

Вице-президент Московской торгово-промышленной палаты Сурен Варданян отметил, что «серьезной истории прорывных технологий» в результате сотрудничества двух стран нет. Появилось определенное количество предпринимателей, которые поставляют в Россию индийский текстиль. Но кто знает историю успешного присутствия русских бизнесменов в Индии?! «Йога покорила многих, а торговли и бизнеса нет». Об этом, по мнению спикера, стоит задуматься.

Об особенностях функционирования профоюзов в Индии рассказал директор «КАМАЗ Моторс Лимитед» Алексей Агибалов. Предприятие столкнулось с противодействием со стороны местных рабочих: забастовками и последующими судебными разбирательствами. Алексей признался, что «КАМАЗ» не был готов к такой реакции индийских рабочих и руководство было вынуждено реорганизовать завод в научно-технический центр: «Несмотря на убытки, мы достигли успехов в разработке новых моделей».

Говоря о финансовой стороне бизнеса, Владислав Войцехович, управляющий Филиалом ПАО «Сбербанк России» в Индии, дал участникам несколько рекомендаций. Ниже несколько из них:

  • Определите, зачем вам нужен рынок Индии;
  • «Будьте ближе к деньгам» – работайте только с платежеспособными клиентами;
  • Будьте готовы к издержкам ­– в Индии принято торговаться;
  • Изучайте порядок ведения бизнеса крупных индийских компаний, как они строят цепочки поставок и т.д.;
  • Никогда не платите 100% аванса, больше 15% – не принято; при экспорте в Индию всегда требуйте для себя прозрачных условий.

Владислав также посоветовал российским импортерам обращаться за финансированием в банк EXIM (Export Import Bank Of India).

Торговый представитель России в Индии Ярослав Тарасюк обратил внимание участников на то, что в зависимости от профиля компании важно определить, в каком индийском регионе ей будет целесообразнее развиваться. Как пример, Мумбаи – деловой центр страны. Есть города, в которых сконцентрирована химическая промышленность.

Ярослав рассказал, что в настоящее время активно работает над созданием торгового дома в Индии, где будут представлять интересы нашего среднего и малого бизнеса.

Тему экспорта и импорта инноваций первой затронула Людмила Корнаухова, заместитель генерального директора НП «Российско-Индийский Научно-Технологический Центр». Она пояснила, что «Центр» оказывает поддержку российским ученым и занимается сбором информации о готовых (или находящихся в стадии предготовности) отечественных технологиях и оборудовании, поиском индийских партнеров и разработчиков, способных довести продукт до коммерческого состояния.

Спикер отметила научно-технологические приоритеты Индии, на которые стоит обратить внимание русским экспортерам:

  • Авиакосмическая отрасль;
  • Фармацевтика;
  • Информационные технологии;
  • Биология;
  • Атомная энергия;
  • Океанические исследования.

Кроме того, Людмила Корнаухова представила кейс о продвижении в Индии российского IT-продукта «АСОНИКА». Это Автоматизированная система обеспечения надежности и качества аппаратуры, научная разработка Александра Шалумова, профессора и генерального директора Научно-исследовательского института «АСОНИКА» (резидент  «Cколково»). Данная система используется для ускоренного моделирования тепловой и механической надежности электроники и около десяти лет применяется для Международной космической станции. Людмила призналась, что это была «долгая процедура», но она дала ощутимый эффект в экономиках обеих стран.

Александр Шалумов упомянул такую актуальную проблему, как отсутствие у российских ученых государственного финансирования для исследований и разработок. Решение он видит в создании так называемого виртуального инкубатора российских «мозгов» на базе НИИ «АСОНИКА» и при финансовой поддержке организаций и фондов Индии и США. В конце своей речи профессор предупредил российских партнеров, что крайне важно защитить свой программный продукт от взлома при его экспорте в Индию.

Обсуждение в рамках Бизнес-дня позволило участникам обменяться опытом и убедиться в том, что в Индии перед русским предпринимателем открыто множество возможностей, там созданы и продолжают создаваться необходимые условия для построения эффективного сотрудничества. По словам президента Индийского бизнес-альянса Сэмми Котвани, «Индия ­– это маленькая страна и очень большой рынок».

Важнейшей особенностью встречи стала насыщенность практическими кейсами и конкретными рекомендациями. Совет по развитию внешней торговли будет стремиться развивать этот полезный формат делового общения. Ведь, как заключил Председатель правления Совета Максим Черешнев, «когда прилетаешь в страну, хочется быть подготовленным».

Оформить подписку